КАФЕДРА ТЕХНИЧЕСКОЙ ТЕПЛОФИЗИКИ

Главная Специальности Наука Выпускники

Направления Аспирантура НИРС

Именные стипендии Доска Почета Стипендия Боинг Темы НИРС Фото архив

СТИПЕНДИЯ КОМПАНИИ БОИНГ

ЛАУРЕАТЫ СТИПЕНДИИ ФИРМЫ БОИНГ

ФАКУЛЬТЕТА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

НОВОСИБИРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Учредитель стипендии компании Боинг

Московское Представительство компании Боинг основано для создания рекламы и продвижения на рынок СНГ передовых разработок компании Боинг в области авиации и космонавтики, а также для налаживания связи между специалистами США и РФ в этой области.

В 1996 году Московское Представительство компании Боинг учредило именные стипендии для студентов гражданских авиационно-космических специальностей, обучающимся в вузах РФ и СНГ.

Цели стипендии:

1. оказать благотворительное материальное поощрение талантливым студентам;

2. привлечь внимание общества к проблемам авиационно-космической отрасли и поднять её престиж;

3. улучшить связи с российским университетским сообществом в области авиации и космонавтики;

4. показать пример отечественным авиационно-космическим фирмам пример европейских и американских стандартов благотворительной деятельности в виде учреждения именных стипендий.

Необходимые условия к претендентам на именную стипендию:

1. стипендия присуждается студентам старших курсов от 4 до 6-го;

2. претенденты должны иметь отличные оценки в сессию не менее чем за два последних семестра;

3. студенты должны выполнять значимую научно-исследовательскую работу в области авиации и космонавтики;

4. стипендия присуждается на конкурсной основе, для чего от вуза должно быть не менее двух и не более трех заявок.

Процедура награждения:

Стипендия имеет размер 1000 $, является годовой. Вручается разово лично стипендиату представителями Московского Представительства компании Боинг. Компания Боинг оплачивает все необходимые налоги в бюджет государства. Компания Боинг не накладывает условия на трату стипендии и не требует никакого финансового отчета об их использовании.

Из истории именной стипендии.

До 2000 года в конкурсе на именную стипендию фирмы Боинг участвовало 3-5 вузов, в основном из центральных районов РФ. В 2003 году количество вузов-участников увеличилось до 15, в том числе появились вузы СНГ – Украина и Казахстан.

Факультет летательных аппаратов (ФЛА) НГТУ впервые подал заявку на участие в конкурсе в 1999 году и с тех пор ежегодно участвует в конкурсе. С 1999 по 2003 год ФЛА направлял на конкурс по два претендента. В итоге лауреатами именной стипендии компании Боинг стали следующие студенты:

1. Чижиков Сергей Валерьевич, 1999, ноябрь;

2. Макаров Максим Сергеевич, 2000, ноябрь;

3. Шкваркина Екатерина Викторовна, 2002, январь;

4. Тимофеев Максим Валерьевич 071300 2003, май.

В 2004 году ФЛА НГТУ направил три конкурсные заявки, из которых впервые Московское представительство компании Боинг отобрало и наградило именными стипендиями двух следующих студентов:

1. Поливанов Павел Александрович, 2004, апрель;

2. Номоконова Ксения Геннадьевна, 2004, апрель

Ниже  представлена сводная таблица лауреатов стипендии ФЛА НГТУ и более подробная информация по каждому стипендиату компании Боинг.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА СТИПЕНДИАТОВ КОМПАНИИ БОИНГ

Фамилия, имя, отчество  кафедра специальность курс год
1. Чижиков Сергей Валерьевич СВС 130100 4 1999
2. Макаров Максим Сергеевич ТТФ 131100 4  2000
3. Шкваркина Екатерина Викторовна ТТФ 131100 5 2002
4. Тимофеев Максим Валерьевич АГД 071300 5 2003
5. Поливанов Павел Александрович АГД 071300 4 2004
6. Номоконова Ксения Геннадьевна  ТТФ 131100 5 2004

информация О лаурЕатАХ именной стипендии компании Боинг

ЛАУРЕАТЫ КАФЕДРЫ ТТФ

Макаров Максим Сергеевич

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

студент 4–ого курса ФЛА НГТУ, группа ГС-61, Стипендия Боинг, 2000 год

Специальность: Системы жизнеобеспечения и защиты ЛА (131100)

Кафедра: Техническая теплофизика

Научный руководитель: доцент, кандидат технических наук Чичиндаев Александр Васильевич, р.т.: 46-24-76, 46-06-42.

Тема работы: Разработка пакета программ по комплексной оптимизации компактных теплообменников

 

АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Общая идея работы состояла в разработке современного пакета программ в среде Delphy по выполнению комплексной оптимизации компактных теплообменников. Тема актуальна при разработке, проектировании и оптимизации компактных теплообменников, наиболее распространенного элемента систем кондиционирования воздуха летательных аппаратов. На основании изучения ранее проведенных исследований и пакета программ в среде Fortran была построена математическая модель теплообменника в среде Turbo-Paskal, учитывающая особенности работы компактных теплообменников: влажный воздух, фазовые состояния влаги в теплоносителе, влияние на теплообмен “начального участка”, высокотемпературную малоцикловую усталость материала. В основе модели лежала система дифференциальных уравнений, решаемая конечно-разностными методами. В работе выполнен комплекс численных исследований работы теплообменника-конденсатора и первичного теплообменника, и выполнена проверка достоверности модели путем сравнения с ранее полученными данными. В результате работы создан пакет программ с современным интерфейсом под среду Windows, позволяющий более удобно и наглядно использовать его в учебном процессе, а также для самостоятельных инженерных расчетов студентами и специалистами.
Результаты работы были представлены на 4 конференциях, работа отмечена дипломом – I степени. По данной теме опубликовано 3 работы.

Шкваркина Екатерина Викторовна

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

магистрант 1-ого года обучения ФЛА НГТУ, группа ГСМ-71, Стипендия Боинг, 2002 год
Специальность: Системы жизнеобеспечения и защиты ЛА (131100)

Кафедра: Техническая теплофизика

Научный руководитель: доцент, кандидат технических наук Чичиндаев Александр Васильевич, р.т.: 46-24-76, 46-06-42.

Тема работы: Компьютерное моделирование и исследование влияния компонент солнечного излучения на организм человека применительно к условиям Марса и Земли

 

АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Целью работы является оценка биологической значимости компонент излучения для длительных пилотируемых космических полётов и выработка требований к элементам систем жизнеобеспечения кабин летательных аппаратов. Тема актуальна для длительных полетов, в том числе при пилотируемых полетах на Марс, а также для случаев проживания человека в высоких широтах и Сибири. Для этого были собраны, изучены и проанализированы материалы по физическим параметрам Марса, его атмосферы и известным широтно-климатическим особенностям погоды на поверхности планеты. Далее была разработана модель и программа для расчёта мощности солнечного излучения на поверхности Марса (Земли). В результате численного исследования получены данные о мощности солнечного излучения для различных широт на всём протяжении годового обращения Марса вокруг Солнца и установлены характерные природно-климатические зоны. На втором этапе выполнен обзор и анализ литературы по особенностям воздействия солнечного излучения на человека в ультрафиолетовом, световом и инфракрасном спектрах. В результате установлены для каждого участка спектра: 1) наиболее чувствительные системы организма; 2) физиологические пороги; 3) физические механизмы действия излучения. Оценка биологической значимости выполнена путём наложения установленных физиологических порогов на значения мощности солнечного излучения на Марсе и ранее полученные данные по Земле. Установлено, что практически все области Марса, а также приполярные широты Земли являются солнечно дефицитными большую часть времени суток и сезонов года.
Результаты работы были представлены на 6 конференциях, отмечены 2 дипломами: дипломом III степени, дипломом за оригинальность и новизну работы, а также грамотой. По данной теме опубликовано 7 работ.

Номоконова Ксения Геннадьевна

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

магистрант 1-ого года обучения ФЛА НГТУ, группа ГСМ-91, Стипендия Боинг, 2004 год

Специальность: Системы жизнеобеспечения и защиты ЛА (131100)

Кафедра: Техническая теплофизика

Научный руководитель: доцент, кандидат технических наук Чичиндаев Александр Васильевич, р.т.: 46-24-76, 46-06-42.

Тема работы: Компьютерное моделирование и исследование воздействия невесомости на человека

 

АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Общая идея работы состоит в том, чтобы, используя известные медико-биологические данные, получить компьютерный аналог человека, позволяющий дополнить (а в некоторых случаях и заменить) дорогостоящие экспериментальные исследования в данной области. Тема актуальна для длительных полетов, в том числе при пилотируемых полетах на Марс, а также для случаев гиподинамии человека. В результате работы выполнен обзор литературы в области космической биологии и медицины по невесомости. Разработан алгоритм и модель расчета распределения крови в тканях организма, учитывающий действии на него пониженной гравитации. Выполнен цикл численных исследований об особенностях действия невесомости (пониженной гравитации Марса и Луны) на расходно-напорные характеристики кровеносной системы для различных возрастов и пола, проведена оценка эффективности компенсации невесомости с помощью вакууммирующего костюма. В результате проведенных исследований установлены основные закономерности влияния невесомости на работу кровеносной системы и компенсации ее с помощью защитного костюма.

Результаты работы были представлены на 19 конференциях, отмечены 7 дипломами, из них: 5 дипломов – I степени, 1 диплом – II степени, 1 диплом – III степени. По данной теме опубликовано 20 работ.

ЛАУРЕАТЫ КАФЕДР СВС И АГД

Чижиков Сергей Валерьевич

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

студент 4–ого курса ФЛА НГТУ, группа С-51, Стипендия Боинг, 1999 год

Специальность: Самолёто- и вертолетостроение - (130100)

Кафедра: Самолёто- и вертолетостроение

Научный руководитель: доцент, кандидат технических наук, начальник филиала ОКБ им. П.О. Сухого Красовский Валерий Викторович, р.т. 46-06-09.

Тема работы: Модернизация конструкции самолета для повышения полезной нагрузки

 

АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Цель работы – разработать технологический процесс для модернизации серийного самолета, направленной на увеличение полезной нагрузки. Для этого выполнены – опытно-конструкторская и технологическая проработка изменения количества внешних узлов подвески специального оборудования, и разработана необходимая техническая документация. Для дополнительного эффекта при модернизации планера применены современные элементы из композитных материалов. Работа проводилась на базе Новосибирского филиала ОАО «ОКБ Сухого». Применение силовых узлов, разработанных Чижиковым С.В. конструкций, позволяет увеличить полезную нагрузку самолета в полтора-два раза.

Тимофеев Максим Валерьевич

Общие данные

магистрант 1-ого года обучения ФЛА НГТУ, гр. САМ-81, Стипендия Боинг, 2003 год

Специальность: Гидроаэродинамика - (071300)

Кафедра: Аэрогидодинамики

Научный руководитель: доцент, кандидат технических наук Звегинцев Валерий Иванович (ИТПМ, Институт теоретической и прикладной механики СО РАН, лаборатория гиперзвуковых технологий), р.т. 30-18-95

Тема работы: Экспериментальные исследования аэродинамических характеристик спускаемых с околоземных орбит летательных аппаратов.

 

АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Область применения – разработка оптимальных форм для возвращаемых управляемых космических летательных аппаратов (ЛА). Цель работы – изучить влияние конструкции ЛА на аэродинамическое качество и траектории спуска. Освоена техника аэрофизического эксперимента в условиях высокоэнтальпийного газового потока импульсной аэродинамической трубы. Получены новые экспериментальные данные по аэродинамическим характеристикам характерных форм летательных аппаратов. Работа выполнена на сверхзвуковой аэродинамической трубе в ИТПМ СО РАН.

Поливанов Павел Александрович

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

студент 4–ого курса ФЛА НГТУ, группа СА-01, Стипендия Боинг, 2004 год

Специальность: Гидроаэродинамика - (071300)

Кафедра: Аэрогидодинамики

Научный руководитель: профессор, доктор физико-математических наук Маслов Анатолий Александрович (ИТПМ, Институт теоретической и прикладной механики СО РАН), р.т. 30-38-80.

Тема работы: Экспериментальные исследования по стабилизации ламинарных гиперзвуковых пограничных слоев летательных аппаратов.

 

АННОТАЦИЯ РАБОТЫ

Область применения – разработка перспективных гиперзвуковых самолетов. Цель работы – изучить новый физический механизм, повышающий аэродинамическое качество самолета. Автором проведен цикл экспериментальных исследований по использованию эффекта стабилизации ламинарных гиперзвуковых пограничных слоев летательных аппаратов поглощением инфразвуковой моды шума. Результаты исследований позволят снизить лобовое сопротивление летательных аппаратов за счет существенного увеличения протяженности ламинарной области обтекания поверхностей аппарата. Работа выполнена на сверхзвуковой аэродинамической трубе в ИТПМ СО РАН.

в начало страницы

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ТЕМ НАУЧНЫХ РАБОТ СТИПЕНДИАТОВ ФИРМЫ БОИНГ

Фамилия, имя, отчество тема научной работы
1. Чижиков Сергей Валерьевич Модернизация конструкции самолета для повышения полезной нагрузки
2. Макаров Максим Сергеевич Разработка пакета программ по комплексной оптимизации компактных теплообменников
3. Шкваркина Екатерина Викторовна Компьютерное моделирование и исследование влияния компонент солнечного излучения на организм человека применительно к условиям Марса и Земли
4. Тимофеев Максим Валерьевич Экспериментальные исследования аэродинамических характеристик спускаемых с околоземных орбит летательных аппаратов
5. Поливанов Павел Александрович Экспериментальные исследования по стабилизации ламинарных гиперзвуковых пограничных слоев летательных аппаратов
6. Номоконова Ксения Геннадьевна Компьютерное моделирование и исследование воздействия невесомости на человека

 

Общая характеристика стипендиатов

 

Общая характеристика стипендиатов.

Таким образом, за 5 лет участия в конкурсе лауреатами стипендии компании Боинг стали 6 студентов ФЛА НГТУ, в том числе и две представительницы прекрасного пола. Последнее обстоятельство свидетельствует о том, что в соответствии с общемировой тенденцией авиация и космонавтика становятся популярными у всех и перестали быть чисто мужскими отраслями.

Общее распределение студентов-стипендиатов по кафедрам и специальностям следующее:

                  кафедра                                                       специальность                                            количество

АГД - аэрогидродинамики                          071300 - гидроаэродинамика                                           2

СВС – самолето- и вертолетостроения     130100 - самолето- и вертолетостроения                        1

ТТФ – техническая теплофизика                131100 – системы жизнеобеспечения и защиты ЛА      3

Количественный и качественный состав стипендиатов ФЛА НГТУ можно оценить следующим образом:

- студенты 4-го курса – 3 человека;

- студенты 5-го курса (магистранты) – 3 человека;

- обладатели диплома с отличием – 3 человека.

Основная масса лауреатов – четверо из шести продолжили обучение в магистратуре НГТУ, и один из них в настоящее время обучается в аспирантуре.

Общая характеристика научных работ.

Тематика научных работ в трех случаях относилась к различным аспектам авиационной техники, а в остальных трех случаях – имела отношение к космической тематике.

Из шести работ половина выполнена на базе профилирующей кафедры НГТУ, 2 работы – на экспериментальных стендах в Институте теоретической и прикладной механики (ИТПМ) СО РАН, 1 работа – на базе Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) им. Чкалова.

Результаты трех работ опубликованы в печати и кроме того отмечены дипломами I-III степени на научных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых.

в начало страницы