Направление.
Теплофизические исследования в системах жизнеобеспечения ЛА.
• Цели и задачи НИР
Проведение комплексного
экспериментального и численного моделирования процессов
тепломассопереноса в элементах систем кондиционирования воздуха, а
также оптимизация агрегатов и систем кондиционирования в целом при
работе на влажном воздухе для современных самолетов Ту-204, 214,
334, Ил-96-300, методы исследования и оптимизации процессов
жизнедеятельности и термостабилизации.
• Актуальность
выполнения НИР
. На современных
самолетах Ту-204, 214, 334, Ил-96-300 используются новое поколение
систем кондиционирования воздуха (СКВ). Отличительной чертой этих
систем является регенеративная осушка влажного атмосферного воздуха
на линии высокого давления, приводящая к наличию процессов
тепломассообмена (конденсации, испарения, обмерзания) в агрегатах
СКВ. Основными проблемами практической реализации этих систем
является обеспечение работоспособности теплообменника-конденсатора в
условиях обмерзания и оптимизация параметров и агрегатов СКВ в
данных условиях.
• Оборудования,
используемое в НИР
Коллектив располагает
- экспериментальными
стендами на базе НГТУ:
- установки для
проведения работ по программам подготовки магистров и аспирантов;
- лабораторные установки
для лабораторных работ по спецкурсам программ подготовки инженеров;
- вычислительные
средства: компьютеры Pentium-III.
• Основные результаты
НИР
Проведен цикл
экспериментальных и численных исследований процессов тепломассообмена влажного воздуха в агрегатах систем
кондиционирования воздуха (СКВ) по проекту самолёта Ту-204).
Накоплен банк экспериментальных данных по исследованию процессов
тепломассообмена при конденсации, испарении и обмерзании в элементах
теплообменного оборудования; подсистемы регенеративной осушки
влажного атмосферного воздуха на линии высокого давления.
• Основные методы и
подходы
В экспериментальных
исследованиях будет выполнено исследование закономерностей процессов
испарения и конденсации в теплообменных каналах
теплообменника-конденсатора при реальном диапазоне режимных
параметров. В теоретическом исследовании теплообменника конденсатора
и системы кондиционирования воздуха будет выполнено комплексное
исследование параметров двухфазных теплоносителей, направленное на
оптимизацию элементов конструкции, повышающих надежность и ресурс
агрегатов.
• Уровень НИР
(сопоставление с аналогичной российской и зарубежной продукцией)
Мировые лидеры в
авиационной промышленности корпорации Боинг и Аэробас провели
переоснащение современных самолетов и внедрение на них современных
экономичных систем кондиционирования воздуха с отделением влаги на
высоком давлении. В отечественной промышленности наметилось
отставание в данном вопросе, снижающее конкурентноспособность
отечественных самолетов. Внедрение данных схем на самолетах Ту-204,
214, 334, Ил-96-300 столкнулось с рядом трудностей, связанных с
недостаточным объемом исследований.
• Сфера и формы
возможного использования результатов работы
Внедрение результатов
научный исследований в области оптимизации систем кондиционирования
воздуха в конструкторские бюро фирм Туполева, Ильюшина, а также
«Наука». Внедрение материалов
исследований в учебный процесс специальностей 551000 - Авиа и
ракетостроение, 131100 - Системы жизнеобеспечения и оборудования ЛА,
070200 - Техника и физика низких температур, 551013 - Физическое и
вычислительное моделирование теплоаэродинамических и
теплогидравлических процессов, обучающихся на кафедре ТТФ и ее
филиале. |