Лаборатория реставрации раритетных самолетов


Авиационная реставрация предполагает решение нескольких проблем: выбор объекта реставрации; поиск объекта реставрации; восстановление истории самолета; поиск и восстановление технической документации; создание рабочих чертежей и карт технологических процессов; анализ остатков самолета на предмет возможности их повторного использования в летной машине; разработка и изготовление оснастки; производство деталей и сборка самолета. Завершается процесс реставрации техническим освидетельствованием самолета, летными испытаниями, получением сертификата летной годности и демонстрационными полетами.

Важным результатом реставрации раритетных самолетов является восстановление утерянных технических решений, конструкторских приемов и технологических процессов, разработанных при создании самолетов в 30-е и 40-е годы прошлого века. Эти знания могут быть полезны в настоящее время при проектировании и изготовлении летательных аппаратов малой авиации. Так, например, для реставрации истребителей Второй Мировой войны восстановлена технология сварки высоколегированных сталей в закаленном виде, технологические процессы и приемы изготовления деталей из авиационной древесины, технические решения по обеспечению взаимозаменяемости крыльев и т.д.

В настоящее время в лаборатории приступили к восстановлению до летного состояния одноместного штурмовика Ил-2 летчика А.И. Каличева. Как объект реставрации этот самолет представляет огромную ценность. Это и самый массовый самолет войны, и единственный в своем классе, и первый в истории авиации штурмовик, бронекорпус которого является силовым элементом конструкции. Кроме того, ни в одном музее мира нет этой модификации Ил-2.

Поиск остатков самолета дал положительный результат: они обнаружены на дне озера в Мурманской области. Следует отметить, что возможность повторного использования деталей и элементов конструкции самолетов является следствием их нахождения в воде при низкой температуре и с низким содержанием кислорода. Это относится, в основном, к деталям из алюминия и бронеплитам. Летательные аппараты, хранящиеся в музеях и на постаментах, реставрации до летного состояния, как правило, не подлежат.

Что касается технической документации, то на основе разрозненных оригинальных чертежей большого количества деталей, элементов и агрегатов, а также по остаткам аналогичного самолета нами разработан полный комплект рабочих чертежей. Эти чертежи и позволят произвести реставрацию самолета А.И. Каличева.

Самолет сохранился достаточно хорошо. Большая часть бронекорпуса почти цела. Части силового набора центроплана и крыла, а также элементы шасси сохранились неплохо. На самолет будут установлены также фрагменты обшивки крыла и центроплана, большинство технологических лючков и элементы кабины пилота, включая ручку управления и корпусы некоторых приборов. Возможно использование и топливных баков после ремонта. В целом удастся восстановить около 40% металлических деталей самолета. Для реставрации до летного состояния это большая составляющая.

Создание оснастки, производство деталей и сборка самолета, с учетом накопленного опыта, принципиальных сложностей не доставит. Наибольшие трудности представляют работы по восстановлению бронекорпуса, так как металл брони трудно поддается обработке даже современным режущим инструментом. Кроме того, предстоит большая работа по воссозданию бортового электрического и приборного оборудования.

В дальнейшем легендарному самолету предстоят демонстрационные полеты на различных российских и зарубежных авиашоу во славу победителей во Второй Мировой войне.

Генеральный директор ООО «Авиареставрация»,
доктор технических наук, профессор В.А. Бернс


Одноместный штурмовик Ил-2 летчика А.И.Каличева. Поднят летом 2018 года из озера в Мурманской области и доставлен в Новосибирск для реставрации. Капитан Александр Иванович Каличев на этом самолете воевал в Заполярье в составе 46-го ШАП ВВС Северного флота. Был подбит в августе 1943 года во время атаки немецкого аэродрома Луостари, но смог вернуться на свою территорию и сесть на воду. Летчик добрался до своих и прошел всю войну, а самолет затонул.