Из воспоминаний Пинера Александра...
Осенью 1972 года в деканат ССФ НЭТИ обратился Пинер Александр с просьбой о зачислении на факультет с целью получения второй специальности. В Советском Союзе на такие желания существовали жесткие ограничения, но деканат пошел ему навстречу, зачислив вольным слушателем. Видимо, и декана и ректорат института заинтересовало его одновременное предложение об организации на факультете студенческого конструкторского бюро. Деканом самолетостроительного факультета был Смирнов Борис Константинович, очень заинтересованно относящийся к творческим инициативам студентов. Разрешение было получено и вскоре на факультете появилось объявление о записи в СКБ под названием «Икар».
В качестве обязательной начальной тематики СКБ было выставлено требование заняться изготовлением рекордного планера, разработанного в филиале ОКБ Сухого «Кулон» (в СКБ ФЛА сохранилась передняя часть фюзеляжа планера "Кулон", рис. 1), размещавшегося на территории з-да им. В.П.Чкалова. Куратором проекта от ОКБ был назначен Сергей Андреевич Сагун. Энтузиастами завода к тому времени уже был изготовлен фюзеляж планера и элементы стапеля для сборки крыла. Все это было передано в СКБ, смонтировано в одной из лабораторий ССФ в 5-м корпусе НЭТИ, и начались работы по изготовлению набора крыльев. В этих работах участвовал весь состав СКБ. Но, параллельно с этой работой сформировались еще две темы: разработка и постройка одноместного самолета Т1-ПМ (смотри фотографии на рис. 2) и исследование колеблющегося крыла в аэродинамической лаборатории факультета. Ведь именно это и было целью СКБ – воплощение своей мечты о полетах. Так прошел учебный год.
Рис. 1
Осенью 1973 года состоялся новый набор в СКБ, и его численность возросла до 20…30 человек. Конкретного руководителя у СКБ не было. Это был период истинно демократического студенческого управления. Организационные функции внутри СКБ выполняли лидеры сформированных групп, а связь между группами и администрацией факультета, если возникала такая потребность с обеих сторон, выполнял А. Пинер.
Каролицкий Дмитрий, н.д., Саленко Сергей, Савельев Александр
Рис. 2
В связи с большим количеством вновь прибывших участников, начиная с 1-го курса, и не имеющих еще собственных тем, Пинером А., по согласованию с деканом факультета, вновь прибывшим было предложено несколько новых тем. По этим темам сформировались дополнительные группы: разработка одноместного аппарата на воздушной подушке (АВП) с полезной грузоподъемностью 200 кГ и разработка экранопланов. Группа АВП (1 курс) была самой многочисленной, но постройка такого аппарата требовала разработки и согласования с будущими пользователями технических требований, скрупулезного расчета, выполнения предварительного проектирования. Этим группа и занялась. Но ребятам хотелось делать что-то руками и немедленно! Тогда в одном из журналов КЮТ Пинер А. увидел рисунок дельтаплана. Именно рисунок, информации об этих аппаратах в открытой печати не было. Работа по созданию такого аппарата и была предложена группе АВП в качестве трудовой разминки. После продувок в аэродинамической трубе лаборатории жесткой модели, были выбраны геометрические параметры аппарата, и к весне 1974 года первый примитивный дельтаплан с перкалевой обшивкой был готов. Первые же пробежки с ним на площадках между корпусами НЭТИ показал, что перкаль очень проницаем для воздуха. Решение нашлось быстро – парус с помощью пульверизатора покрыли эмалитом. Со стороны это выглядело весьма пестро, и у первенца появилось название – «Пеструшка». А первые подскоки с помощью тянущего троса на высоту до 3 метров были осуществлены именно на территории НЭТИ.
Осенью 1974 и зимой 1975 годов конструкция аппарата была улучшена, замок тянущего троса снабдили функцией отцепки, и весной уже удавалось затаскивать дельтаплан на высоту до 5-7 метров, отцепляться и устойчиво парашютировать, совершая мягкую посадку. Ободренные такими достижениями ребята перенесли полеты на берег Оби, где Пинером А. был совершен первый прыжок с высокого обрывистого склона. В первые секунды полета панорама открылась прекрасная, но это длилось не долго. Аппарат перешел в отвесное пикирование и рухнул на, к счастью оказавшийся на склоне, бугорок. Десять метров пикирования, но обошлось без серьезных травм. Пролети аппарат чуть дальше – падать бы пришлось метров тридцать.А СКБ продолжало работать. Функционировали все группы. Самолет приобрел формы, и уже осуществлялось опробование винтомоторной группы. Изучение колеблющегося крыла проводилось как в дымовой трубе, так и на отдельных стендах. Было сделано несколько моделей экранопланов, которые запускались на тросовой подвеске в длинном коридоре 5-го корпуса, а также на свободной подвеске в аэродинамической трубе НЭТИ. Был собран и остов АВП. А вот планер был забыт. Но это и понятно – чужая идея не вдохновила ребят.
Ранней весной 1976 года в СКБ пришла информация о том, что 5-15 марта в поселке Славское на Карпатах состоится Первый Всесоюзный слет дельтапланеристов. От НЭТИ на слет удалось поехать Пинеру А. и Хрибкову В. И это был прорыв! На слете удалось получить всю необходимую информацию по аэродинамике и управляемости дельтаплана, чертежи типового аппарата и, главное, практический опыт полетов. В первые же дни после возвращения, «Пеструшка» была переделана: изменился угол при вершине каркаса и установлена новая центровка. Это заняло совсем немного времени, и первый же старт со склона Оби Виктором Хрибковым был успешным. После этого начались чуть ли не ежедневные массовые полеты с дамбы коммунального моста с высот 10…15 метров. А уже в мае облюбованы балки у Гусинобродского шоссе с перепадом высот до 50 метров. Это уже были настоящие полеты, позволяющие даже некоторые эволюции в воздухе.Именно тогда, почувствовав настоящий вкус, ставших такими доступными, полетов самая сплоченная группа СКБ – «Самолетчики» оставили свое детище и всем составом начали строительство новых дельтапланов по привезенным чертежам. Сформировалась новая тема в СКБ – «Дельтаплан». Костяк этой группы Осипов А., Хрибков В., Савельев А. стал основой делтапланерной группы СКБ. За зиму 1976 года были изготовлены два аппарата совершенно иного класса по сравнению с «Пеструшкой», полеты на которых осуществлялись со склонов р. Иня и в балках Гусинобродского шоссе. С этими дельтапланами группа из 10 человек под руководством Хрибкова В. в июле 1976 года по приглашению дельтапланеристов г. Томска выехала на слет любителей полетов Сибири в район поселка Курай Алтайского края. Наш город на слете тогда представляли Хрибков В., Осипов А., Ромазанов М., Шевельков С., Савельев А., Пинер К., Ямлиханов Р., Екимов А., Татаринова Т, Шмелева Т. Счет полетного времени пошел на десятки минут. Здесь дельтапланеристы НЭТИ понесли первую тяжелую утрату: из-за ошибки пилотирования упал и через 10 дней умер только что с отличием окончивший НЭТИ инженер Анатолий Осипов.
Осенью 1976 года закончили обучение в НЭТИ студенты, составляющие основное ядро СКБ: Пинер А., Хрибков В., Савельев А., Осипов А. Работа в СКБ затухла. СКБ как многозадачный цельный организм перестало существовать. Осталась одна работающая группа - «Дельтапланеристы», которая стала называться Дельтапланерной секцией НЭТИ. Секцию возглавил теперь уже инженер СибНИА Александр Савельев.
В СКБ ФЛА сохранились фюзеляж и консоль крыла самолета Т1-ПМ (Рис. 3)
Рис. 3
Работа СКБ ФЛА НЭТИ с 1990 по 1999 гг.
Приведем выдержки по проекту самолета, который разрабатывался в стенах НЭТИ - самолет "Фламинго" (Рис. 4).
Рис. 4
В начале 1990х гг. разрабатывался еще один самолета "Пупсик". В это время СКБ ФЛА носило название "Эхо". В 1994 году было разработано техническое предложение на двухместный самолет первоначального обучения Э-21 "Пупсик" под руководством В.В. Коханова.
Была изготовлена полномасштабная модель фюзеляжа из пенопласта и фанеры, и был изготовлен болван крыла. Идея заключалась в дальнейшем изготовлении матриц для производства стеклопластиковых панелей фюзеляжа и крыла. Но на этом работа была приостановлена из-за отсутствия финансирования.
В СКБ ФЛА сохранилась масштабная модель самолета (Рис. 5)
Рис. 5
По проекту сохранилось 2 документа:
Возрождение работы СКБ ФЛА НГТУ с 1999 года.
В 1999 году на кафедру "Самолето - и вертолетостроения" пришел и возглавил СКБ ФЛА подполковник в отставке Юрий Васильевич Мохов по приглашению тогда еще декана факультета ЛА Анатолия Алексеевича Кураева. Первыми студентами с этого периода стали Илья Зверков и Зарубин Игорь. С этого момента пошел новый этап СКБ. К сожалению, к 1999 году работы СКБ были полностью приостановлены. Поэтому первой целью стала организация полноценной работы СКБ: поиск материалов и инструментов, организация рабочих мест. Зверков И. и Зарубин И. работая в СКБ, выполнили дипломные работы, защитившись на "отлично". Работой Зверкова И. стала разработка и изготовления двухцилиндрового оппозитного двигателя для параплана, а работой Зарубина И. стал эскизный проект одноместного легкого планера. С этого момента сформировалась традиция оформления работ по проектам в дипломные работы.