История факультета (от ССФ к ФЛА)

История факультета начинается с далёкого 1956 года, когда группа ведущих технических работников Новосибирского авиационного завода обратилась в Министерство авиационной промышленности СССР с просьбой открыть при НЭТИ авиационный факультет. Эта инициатива была поддержана директором п/я 202 И. А. Салащенко и ректором НЭТИ Г. П. Лыщинским.

Приказом № 152 от 13.02.1956 г. Министра высшего образования СССР Елютина при НЭТИ был открыт машиностроительный факультет со специальностью «Самолетостроение».

Уже осенью 1956 г. первые 100 человек были приняты на эту специальность на дневное и вечернее отделения машиностроительного факультета.

Приказом № 389 от 10.09.1959 г. по НЭТИ, в соответствии с приказом Министра высшего и среднего специального образования СССР № 179 от 02.09.1959 г. была образована кафедра «Технология самолетостроения». Преподавательский состав первой кафедры факультета был укомплектован ведущими специалистами авиазавода. В НЭТИ пришли В. А. Мишунин, А. К. Карпец, К. А. Грачев, А. И. Граждан и др.

Приказом № 2031 от 22.12.1959 г. по НЭТИ, в соответствии с приказом Министра высшего и среднего специального образования РСФСР № 224 от 07.12.1959, машиностроительный факультет был реорганизован в два факультета: машиностроительный и самолётостроительный.

Авиазавод выделил факультету учебные площади, а также построил отдельный учебный корпус рядом с заводом.

Сибирский институт авиации укрепил кафедру лучшими специалистами предприятия, среди которых были И. Г. Колкер, Л.М. Куршин, В.Г. Сувернев, Ю.А. Прудников, СТ. Кашафутдинов и др.

Первый выпуск инженеров-механиков по самолетостроению состоялся в 1961 г.

Уже с первого выпуска на кафедре самолетостроения сложилась добрая традиция, в соответствии с которой тематикой дипломных проектов являлись реальные заводские проблемы, связанные с освоением и выпуском авиазаводом новой авиационной техники.

На протяжении многих лет авиазавод – ныне Новосибирский авиационный завод им. В.П.Чкалова (НАЗ им. В.П. Чкалова) – и Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А. Чаплыгина (СибНИА им. С. А. Чаплыгина ) оказывали факультету всемерную интеллектуальную и материальную поддержку в создании учебных и научных лабораторий факультета, в том числе таких, как зал статических и динамических испытаний летательных аппаратов лаборатория промышленной аэродинамики и экологии промышленных комплексов.

На факультет приходили новые люди, создавались новые научные школы и открывались новые кафедры.

Научная школа доктора технических наук, профессора Л.М. Куршина стала базой для открытия кафедры “Прочность летательных аппаратов” (ПЛА). Первый выпуск «прочнистов» состоялся в 1973 г. Кафедра выпускает инженеров по специальности «Динамика и прочность машин» со специализацией в области прочности летательных аппаратов. Первый выпуск инженеров по данной специальности состоялся в 1973 году.

С 1981 г. по настоянию СО АН СССР, ряда отраслевых НИИ и специальных конструкторских бюро Сибири на факультете начата подготовка инженеров-гидроаэродинамиков. Кафедра “Аэрогидродинамики” (АГД) выделилась из состава кафедры самолетостроения в 1990 г. У истоков кафедры стоял академик Н.Н. Яненко. Кафедра выпускает бакалавров и магистров по направлению Баллистика и гидроаэродинамика (профиль "Гидроаэродинамика").

В 1984 году прошёл приказ об образовании кафедры “Технической теплофизики” (ТТФ), создание и становление кафедры ТТФ (МОЛА) принадлежит Хозе Анатолию Наумовичу. Сейчас кафедра выпускает две специальности: «Системы жизнеобеспечения и оборудование ЛА» и «Техника и физика низких температур».

Кафедра “Газодинамических импульсных устройств” (ГДУ) была создана в 1985 году. Первым заведующим кафедрой стал доктор технических наук, профессор Качан Михаил Самуилович. Студенты кафедры обучаются по специальностям «Средства поражения и боеприпасы» и «Безопасность технологических процессов и производств».

Самая молодая кафедра нашего факультета – это кафедра “Инженерных проблем экологии” (ИПЭ), образованная в 1998 году. Здесь готовят студентов по специальности «Инженерная защита окружающей среды».